Чистый вызов, 23 дек 2020 — УЗПМ, Пермь, Москва
Wtg-group

Чистый вызов

Чистый вызов
01 / 01

Уральский завод противогололедных материалов перевернул представление о том, как можно содержать дороги, тротуары и дворы в городах зимой.

Каждую зиму в США применяют до 20 миллионов тонн противогололедных реагентов, а в Норвегии за зиму могут рассыпать на 1 м2 дороги до 8 кг разных солей. За рубежом такая технология борьбы применяется с 40-х годов прошлого века. В нашей стране практика уборки улиц с помощью антигололедных средств, принципиально отличающихся от пескосоляных смесей, только приживается, но российские производители антигололедных материалов уже успели удивить международное дорожное сообщество. Основатель Уральского завода противоледных материалов Рустам Гильфанов рассказывает «Коммерсанту» о ноу-хау для снежных зим, философии уличной чистоты и бизнес-лайфхаках в условиях коронавирусной пандемии.

Время нестандартных решений

– Уходящий год прошел во всем мире под знаком ковидной пандемии. Во многих сферах бизнеса подсчитывают убытки. Как ваше предприятие переживает этот период?

– Для нас, как и для многих, пандемия подкинула много нестандартных задач. Пришлось перестраивать и уже привычный рабочий ритм. С одной стороны, осваивать дистанционные методы управления, с другой, использовать дополнительные меры защиты сотрудников, которым приходилось каждый день быть на производстве, ведь зима приходит все зависимости от болезней, и города нуждаются в нашей продукции. 

Кроме того, в самом начале пандемии перед муниципалитетами встала серьезная задача дезинфицировать объекты общественного пространства. В нашей линейке уже было моющее средство для дорог. Мы, опираясь на нашу лабораторно-исследовательскую базу, разработали дополнительные продукты, которые не только эффективно очищают поверхности, но и дезинфицируют их. Одними из первых, кто получил такой шампунь - была Пермь. 

А если говорить о производственных процессах и взаимодействии внутри предприятия: что-то поменялось?

– Этот год показал, что наиболее устойчивыми являются те компании, которые готовы к нестандартным решениям, диверсификации активов, оперативному пересмотру структуры расходов. Конечно, в первую очередь, мы более широко стали внедрять дистанционные системы управления. Но кроме этого, 2020 как никогда убедительно показал в деле пословицу “один в поле не воин”. Выстоять в это турбулентное время могут только те предприятия, которые поддерживают друг друга. Мы очень благодарны нашим партнерам, в том числе и в Пермском крае, которые пошли на определенные уступки, понимая сложности периода. 

В последние годы во всем мире активно набирает обороты экономический тренд так называемой “sharing economy”, когда участники рынка делятся с другими своими ресурсами и активами. В первую очередь, это конечно, интеллектуальный ресурс. С нашими партнерами из смежных отраслей мы стали активно делиться опытом, вместе обсуждать задачи и вызовы, стоящие перед предприятиями. Совместное пользование какими-либо партнерскими активами и опытом в обмен на предоставление доступа к своим, значительно расширило компетенции всех участников такого процесса и позволило снизить расходы на ряд услуг. Например, у вас есть свободные производственные мощности, а у меня – научно-исследовательская лаборатория. Нам нужно произвести какую-то продукцию на дополнительных мощностях, а вам провести НИР для улучшения качества своих товаров. Мы друг другу помогаем, оптимизируя затраты на аренду в одном случае и на науку в другом.

Мы считаем, что такая модель бизнеса очень актуальна. На ее основе появляются технопарки и кластеры. Для нас эти возможности кажутся перспективными, причем на федеральном уровне. Опыт наших специалистов и активы компании позволяют создавать новые и выгодные условия для российских предприятий химического профиля. Думаю, что мы продолжим развивать это направление бизнес-партнерства.

Скользкое дело

Ваше предприятие занимает уникальную нишу - разработка и производство противогололедных материалов. Насколько такая узкая ниша востребована? 

– В первую очередь, мы специалисты не просто по противогололедным материалам, а по созданию комфортных и безопасных условий жизнедеятельности в зимний период. Конечно, в первую очередь, наша специализация - это транспорт, дорожное и коммунальное хозяйство. Ни для кого не секрет, что снег и гололед наносят огромный ущерб здоровью людей и экономике страны. Только вдумайтесь, каждый год в среднем городе от падения на скользких улицах ломают себе конечности около 8 тысяч человек. Совокупный экономический ущерб от таких травм для бюджетов разных уровней, начиная с семейного, может достигать почти 1 млрд рублей. Это в одном городе. Теперь умножьте хотя бы на 15 - это число городов с числом жителей в миллион человек. Это 15 млрд рублей ущерба и 120 тысяч человек, которые официально попали в больницы из-за переломов за одну зиму по России. Если посчитать еще тех, кто в больницу не обратился, но имеет серьезные ушибы, то мы только по пешеходам имеем катастрофическую ситуацию. Это выводы Финансового университета при Правительстве России, которые недавно делали экономические расчеты по данной теме. 

На дорогах схожая ситуация. Статистически доказано, что наличие снега и льда увеличивает число аварий в 2-3 раза. В некоторых городах каждая вторая авария из-за гололеда. Это те несчастные случаи, которые можно предотвратить. 

Еще одна сторона - качество жизни. Автомобилизация в мире растет. Россия - не исключение. Простои в пробках - это тоже экономические потери и дискомфорт. Люди хотят передвигаться по дорогам быстро при любой погоде. И как это осуществить - далеко не праздный вопрос. “Просто убирайте снег”, как часто пишут в соцсетях - это совсем не так просто, как кажется. Это целая наука, как вовремя вывести технику - а это не одна-две машины, это порой до 10-15 единиц разной техники, которые бы с одной стороны убрали бы снег, а с другой не остановили движение в городе. Как угадать с погодой и вовремя обработать улицы, чтобы было не слишком поздно, чтобы не допустить аварий, но и не слишком рано, чтобы материалы успели сработать и при этом их не снесло ветром и колесами авто. И еще много таких нюансов, которые непосвященному человеку не видны. 

Кроме вопросов безопасности движения, немаловажен вопрос экологии. Исследования Всемирной организации здравоохранения показали, что городская пыль является причиной  каждой восьмой смерти на планете. Недавно медики нашли связь между пыльностью воздуха и уровнем заболеваемости ковидом. В пыльных городах количество заболевших больше, а последствия болезни серьезней. 

И хотя вопрос чистоты города и пыли - это комплексный вопрос: здесь и правильное обустройство газонов, снижение выбросов промышленных предприятий и котельных, запрет на шипованную резину в межсезонье, немаловажный фактор в данной задаче имеет и противогололедные материалы. В среднем, за сезон каждый крупный город высыпает порядка 60-90 тысяч тонн различных антигололедных средств. И вот вопрос – как сделать так, чтобы эти средства были наиболее экологичными, меньше давали пыли и грязи и при этом выполняли свою функцию - эффективно плавили лед. 

И наше предприятие этим вопросом занимается уже более 10 лет. Разносторонне. Перед тем, как вывести любой продукт на рынок, мы проводим многочисленные исследования в нашей собственной научно-исследовательской лаборатории и в государственных институтах на предмет их воздействия на почву, инфраструктуру, воду. Проверяем, как это может влиять на здоровье человека, на его кожу. После этого, по рекомендации ученых, мы выбираем наиболее эффективные, но при этом безопасные и экономически обоснованные рецептуры, которые получают торговое название “Бионорд”.  

То есть “Бионорд” - это собирательный образ всего самого лучшего, что есть в плане борьбы со льдом?

– Да. Все самые передовые на сегодняшний день и эффективные наработки, представлены под торговым названием “Бионорд”. В основном это средства в борьбе с обледенением на разных поверхностях. Мы сейчас работаем над серьезной проблемой по обледенению железнодорожного транспорта и крыш домов. К нам обращаются с нетривиальными проблемами, например, как убрать лед в промышленных холодильниках. И нам удалось успешно решить ее. В прошлом году мы увидели еще одну сложность, с которой сталкиваются города - это бесснежные зимы, когда в городе стоит пыльное облако над дорогой, а помыть улицу нельзя, потому что мороз. Мы провели ряд натурных испытаний и разработали средство “Бионорд-антипыль”, который работает до -10С и обеспыливает дорогу. 

Поясните, пожалуйста, в чем все таки разница между вашей продукцией и пескосоляной смесью?

– Пескосоляная смесь - это как правило, на 90-80% песок и 10-20% соль.  Песок, как я уже говорил, это грязь и пыль. Это засоренные ливневки, это пылевые облака по весне, в которых внушительная часть таблицы Менделеева.

В составе «Бионорда» смесь минеральных компонентов, которая полностью растворяется. То есть наш материал не несет дополнительной грязи в город.

Кроме того, пескосоляной смеси нужно 350 г/м2, а “Бионорда” около 35 г/м2. То есть мы не только снижаем на десятки тысяч тонн пылевую нагрузку, но и в 10 раз сокращаем объем применения противогололедных материалов.  

Говорят, реагенты могут разъедать кузов автомобиля…

– Все, что соприкасается с воздухом и может ржаветь - ржавеет. Вопрос в скорости этого процесса. Действительно, некоторые вещества могут ускорять коррозию. Мы снизили влияние «Бионорда» на металл в два раза в сравнении с технической солью, которая в том числе используется в пескосоляных смесях.  Воздействие ряда передовых рецептур “Бионорда” сопоставимо с воздействием водопроводной воды. Кроме того, так как он полностью растворим, в нем отсутствует негативный абразивный эффект, который есть у песка и щебня. Вылетая из-под колес, песок и щебень вызывают сколы и царапины лакокрасочного покрытия, которое и защищает автомобиль от ржавчины. Такого эффекта в “Бионорде” нет. 

Уточните, насколько выгодно использовать «Бионорд»? Ведь песок с солью кажется довольно недорогим средством борьбы с наледью.

– Финансовый университет при Правительстве РФ досконально изучал данный вопрос. Говоря о зимнем содержании, нужно учитывать целый ряд составляющих: это не только прямые затраты на закупку материала, но и расходы на его распределение, на уборку весной, на восстановление ливневой канализации. Выбор вида противогололедного средства влияет также на скорость уборки и на количество техники, которую подрядчикам нужно иметь, чтобы укладываться по времени в национальные стандарты. И конечно, все это в совокупности влияет на уровень аварийности и травматизма. Так вот, если сопоставить все эти данные, то использование наших материалов не влечет удорожание стоимости содержания 1 м2 дороги, зато позволяет в 2-3 раза сократить время уборки, повышает ее эффективности и снижает аварийность. Последнее доказано не только расчетами, но и официальной статистикой ГИБДД и Минздрава. Где применяют “Бионорд”, зимняя аварийность снижается минимум на четверть. А число травм пешеходов от падений в гололед - в 3 раза. То есть вы получаете лучшее качество уборки и бОльшую безопасность за те же деньги. 

Вопрос масштаба

Ваш ориентир – это крупные потребители продукции «Бионорд»?

– Как я уже сказал, название “Бионорд” – это торговое наименование, которое включает в себя более десятка разных рецептур под разные климатические условия и области применения. Поэтому нашей продукцией обрабатывают самые разные территории. Например, Красную площадь в Москве или «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге, Олимпийские объекты в Сочи, аэропорты, крупные автоконцерны, морские порты и зоопарки.

Но согласитесь, что скользкие улицы и дворы становятся проблемой каждого жителя. Вы точно ощутите все «прелести» внезапно наступившей зимы за порогом своего дома. Поэтому мы разрабатываем продукты, в том числе, и для частных лиц – например, владельцев коттеджей и дач. С нашей помощью люди могут бороться с наледью и в масштабах города, и локально.

Где искать вашу продукцию домовладельцам?

– Продукция «Бионорд» успешно поставляется в торговые сети «Комус», «Мегастрой», «Армада строй», «Леруа Мерлен». Можно также заказать ее через наш интернет-магазин. Кстати, когда в Москву пришли первые холода и осадки, в торговых сетях начался ажиотаж на «Бионорд» и его смели за несколько часов.

Вы работаете только для российского потребителя?

– Нет, сегодня УЗПМ поставляет современные противогололедные материалы во все крупные российские города, а также в Казахстан. С этого года начали отгружать продукцию и в Беларусь. На Зимнем конгрессе в Тампере (Финляндия), который был в феврале этого года, «Бионорд» вызвал фурор у скандинавских дорожных служб и экологов. Потому что мы, благодаря многолетним научным исследованиям, смоделировали такие рецептуры, которые значительно безопасней в экологическом плане и лучше по технологическим характеристикам, чем те реагенты, которые используют в Скандинавии. Так что интерес к нашим разработкам растет, так как проблема безопасного передвижения зимой есть везде, где выпадают осадки при отрицательных температурах. И специалисты нашего предприятия точно знают, как с ними бороться.

Ссылка на источник: https://www.kommersant.ru/doc/4626043