Чисто, безопасно, экологично: эксперты раскрыли информацию о содержании дорог зимой, 26 окт 2021 — УЗПМ, Пермь, Москва
https://www.high-endrolex.com/28

Чисто, безопасно, экологично: эксперты раскрыли информацию о содержании дорог зимой

Может ли зимняя уборка дорог и тротуаров превратиться из затратного и вредного для здоровья мероприятия в нечто совершенно иное, эффективное и полезное? 
20 октября во время круглого стола по зимнему содержанию в Уфе спикеры рассказали, как этого достичь. 

Нездоровые методы

В числе первых эксперты подняли вопрос о влиянии пескосоляной смеси и других подобных реагентов на здоровье человека. Заведующая кафедры общей и военной гигиены Северо-Западного медицинского университета им. И.И.Мечникова Лилия Аликбаева уверена: наше будущее под угрозой, пока мы сыпем песок на дороги. В 2013-2017 годах проводились масштабные исследования, которые подтвердили опасность дорожного смёта.

Песок на дорогах под воздействием колес становится аморфным, мелким и накапливает тяжелые металлы 1 и 2 класса опасности с превышением уровня ПДК в десятки раз. Весной дорожный смет образует пылевую взвесь 2 класса опасности, которая может вызвать иммунные заболевания и болезни органов дыхания. Кроме того, доказана взаимосвязь кремниевой пыли с развитием онкозаболеваний – Т-клеточному лейкозу, опухоли шейки матки.

Скользкая дорожка

Еще один минус пескосоляных смесей, о которых знает не каждый, - она перестает работать уже при минус 12 °С. Россия – страна с суровым климатом, и здесь нужны эффективные решения.

Советник по науке национальной ассоциации зимнего содержания дорог Антон Покусаев подтвердил: ниже указанной температуры дорожные нормы Минтранса рекомендуют низкотемпературные противогололедные реагенты. К низкотемпературным ПГМ относятся ацетатные, формиатные, многокомпонентные реагенты на основе хлористых солей с добавлением хлорида кальция. Но использовать ацетаты в городских условиях опасно, а формиаты очень дорогие, их применяют точечно (например, в аэропортах). Так что городам и селам остаются многокомпонентные материалы, которые состоят из смеси хлоридов с ингибиторами коррозии.

Руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова напомнила: ситуация осложняется тем, что по действующему законодательству асфальт должен быть чистым спустя 4-6 часов после снегопада.

- В 2020 году требования к противогололедным материалам для городов ужесточены. Введена проверка на аллергенность, воздействие на обувь, коррозию, мелкие частицы, создающие опасную пыль. Обязателен контроль качества продукции как со стороны производителя, так и со стороны заказчика - входной контроль качества каждой партии противогололедных материалов на соответствие требованиям техзадания/ГОСТ Р 58427, - добавила она.

В этом плане показателен опыт зарубежных стран. Советник ректора ФГБОУ ВО «СИБАДИ», эксперт UNDP, АСИ и г .Москвы по вопросам городского развития, член правления BRITA Станислав Мамулат поделился, что западный тренд – использовать двухфазные реагенты. Причем дороги начинают обрабатывать заранее, не дожидаясь, когда стихия уже вовсю развернется.

- Превентивная обработка полотна реагентами до появления гололеда и снега экономит до 20% противогололедных материалов и облегчает последующую уборку дорожного полотна, - добавил спикер.

Секреты экономии

Эксперты сошлись во мнении, что современные реагенты при правильном применении не только делают дороги безопаснее. Они почти полностью растворяются, не вызывая пылевых бурь, не засоряя ливневые канализации, не нанося вред флоре и фауне и, конечно, позволяя экономить колоссальные средства на весенней уборке населенных пунктов.

Тут показателен опыт перехода с песка на современные реагенты от компании ЗАО «Самтек». В прошлую зиму фирме удалось сэкономить 42 миллиона рублей! Представляя этот кейс, директор по развитию ЗАО «Самтек» Геннадий Таранов напомнил, что компания обслуживает республики Татарстан, Башкортостан и Кировскую область. Арифметика следующая:

- на 7 км хватает одной машины с пескосоляной смесью, тогда как на 100 км хватает одной машины с реагентами;

- расход пескосоляной смесью в 10 раз выше по сравнению с реагентами (15 гр./м2 вместо 150 гр./м2);

- при переходе на реагенты в 1,3 раза снизились расходы на закупку ПГМ, в 4 раза снизились объемы ПГМ, в 4,5 раза снизилось количество рейсов техники.

- Общая стоимость зимнего содержания дороги при переходе с пескосоляной смеси на реагенты сократилась в среднем на 21%. Нам удалось с переходом на реагенты в прошлую зиму сэкономить 42 млн рублей. Мы смогли поднять зарплаты водителям на 41%, купить новую дорожную технику и благоустроить базу для хранения техник и ПГМ, - подытожил Геннадий Таранов.

Эксперты сошлись во мнении, что мировой тренд по использованию противогололедных  реагентов приведет к снижению аварийности и  травматизма, снизит запыленность, повысит эстетику наших дорог.

https://www.high-endrolex.com/28