Прошедший в октябре снегопад в который раз проверил хабаровских автомобилистов, пешеходов и коммунальные службы на выносливость. За эти три дня на дороги краевой столицы было высыпано не более 150 тонн пескосоляной смеси и реагента.
А вообще планы по заготовке смесей выполнены на 95%. Да и не ставится задача привезти все сразу, оставшиеся объемы, как отметил заместитель начальника управления дорог и внешнего благоустройства городской администрации Олег Грабков, будут завозиться в течение всей зимы.
- Докупать все равно приходится. Лишнее мы используем на следующий год, - говорит чиновик. - Сейчас на предприятия завезено около 27 тысяч тонн пескосоляной смеси. А реагент заготовлен в полном объеме.
Кстати, реагент «Бионорд» хабаровские коммунальщики используют уже несколько лет. Его муниципальные предприятия закупают по рекомендации городского управления благоустройства на Уральском производственном комбинате по выпуску противогололедных реагентов. С тех пор, как их начали использовать для борьбы со льдом, людей стало беспокоить и то, насколько они безопасны. Говорят, и обувь от них портится, и животные страдают. Олег Грабков заверил, что «Бионорд» не опасен.
- Этот реагент имеет санитарно-эпидемиологическое заключение, которое гарантирует, что для человека и животных эта смесь абсолютно не опасна, - говорит заместитель начальника управления. - Она состоит из обыкновенных удобрений, которые и сейчас используются на полях, в основном это натриевая и калийная соли. Сейчас мы делаем упор на преобладание калийных солей. Этот компонент более благоприятно влияет на газоны. Наверное, заметно, что в последние годы у нас газоны практически не засолены, как это было раньше. Тогда мы использовали натриевые соли, они выжигали зеленые насаждения, губили деревья. Сейчас часть реагента смывается, часть мы вывозим со снегом. А то, что остается на газоне, даже удобряет его.
И реагент, и пескосоляная смесь хранятся на базах предприятий, отвечающих за содержание дорог - это МУП «Южное», МУП «Восток» и МУП «Север». Первое выступает как подрядчик, два других - субподрядчики. Контракт на круглогодичное содержание дорог Хабаровска, заключенный с этими предприятиями, предполагает 386 млн. рублей.
Конечно, несмотря на то, что все противогололедные смеси закуплены, техника отремонтирована и проверена, хабаровчане продолжают спорить о качестве работы коммунальных служб города. И первый снег был в этом плане показателен. Но все, как говорится, познается в сравнении. Как же борются со льдом в других городах мира?
Например, финны считают, что главное - вовремя вывести снегоуборочную технику на городские улицы. Дороги Финляндии, а это более 1400 км по шоссе, освобождаются ото льда очень быстро. Как пишет один из авторов портала Slon.ru, снегоуборочные машины появляются в нужном месте буквально в тот же момент, как начинается снегопад. Правда, иногда бывает и такое, что они вовремя не появляются, и тогда на дорогах происходит то же, что и у нас. Дело в том, что финские дорожники покрыли практически всю страну сетью веб-камер, которые передают информацию о температуре воздуха и дорожного пути. Смотрят на данные этих камер как водители, так и сами дорожники.
Например, в канадском Торонто используют мобильные снеготаялки, они хоть и не очень экономичные для городского бюджета, зато эффективно справляются со стихией. Чистые улицы - гордость Торонто. Стандартный срок очистки основных магистралей составляет 1-2 часа после окончания снегопада, между тем канадское законодательство разрешает 3-4 часа.
А вот в Японии в городе Саппоро дороги и вовсе подогревают. Изначально в Саппоро использовали горячую воду из термальных источников, пускали ее по стальным трубам (снег превращается в воду и утекает в канализацию). Впоследствии стальные трубы заменили пластиковыми, а система обогрева дорог полностью охватила тротуары в центре города. Жители Саппоро, которые обязаны содержать в чистоте пространство перед своими домами, за 7-10 тысяч долларов устанавливают на своих участках собственную систему подогрева. Есть в Саппоро и снегоуборочная техника, и гигантский подземный снегоплавильный комплекс, куда грузовики свозят снег с дорог, но он перерабатывает лишь около 10% снега.
В странах Западной Европы и США очищать тротуар у дома - прямая обязанность владельцев недвижимости. В Чикаго хозяин обязан очистить проход шириной 1,5 м перед своим домом не позднее чем через три часа после снегопада. Нарушение карается штрафом - 50 долларов для частников и до 500 - для фирм. А юристы в Интернете спорят, кто должен нести снеговую повинность: владелец здания или арендатор.
У нас же пока вся вина и за снег на дорогах, и за снег во дворах города возлагается на городские коммунальные службы. Может быть, когда-нибудь и опыт зарубежных братьев по несчастью нам пригодится.