- Каждую весну, осень и зиму пермяки начинают ругаться и вспоминать, что состояние дорог и тротуаров в Перми и Пермском крае достаточно плачевное. Обувь портится, либо гололед, либо таяние снегов и каша, ужасная ситуация. Но как-то в нашем эфире уже были представители Уральского завода противогололедных материалов и говорили мы, в том числе, об уникальном противогололедном материале «Бионорд». Этот материал стал официальным партнером Олимпиады в Сочи. Когда весна еще продолжается, все еще на дорогах распутица, мне кажется, это хороший повод еще поговорить на эту тему. Я знаю, что вы только-только вернулись из Москвы с международного форума «ДОРКОМЭКСПО-2014». Я с удивлением узнала, что на форуме, который собирает всех дорожников и строителей, вы из своего сегмента были единственным предприятием. Что случилось? Больше никто не занимается противогололедными материалами, какой-то кризис в этой отрасли?
- Если говорить о кризисе, то конечно, его нет. Постоянно идет развитие, эволюция, развиваются технологии, законодательство, техника, противогололедные продукты. Если говорить о выставках федерального масштаба, какая была, зачастую туда приезжают компании, которым есть что показать, которые постоянно занимаются своим развитием, инновациями, работают с учеными. Наша компания как раз является такой, нам есть что показать. Такие форумы являются очень хорошей площадкой для общения с учеными, с зарубежными специалистами, в итоге это как раз ведет к развитию всей отрасли. Я бы о кризисе не говорил.
- Для вас, Уральского завода противогололедных материалов, это замечательно – вы представляете отрасль в единственном числе, представляете «Бионорд». Но если посмотреть на российские города, то ситуация с состоянием дорог в распутицу и гололедицу на самом деле удручающая. Вы пока являетесь поставщиком только в 45 городов страны, а их на самом деле больше. Что мешает развиваться на уровне всей России?
- Что касается единственного производителя, то это не так. Производители есть во многих субъектах РФ – Подмосковье, Кировская, Волгоградская область. Просто мы являемся лидерами в нашем сегменте и активно продвигаем свою позицию и продукцию. То, что уже 45 городов – это уже большое достижение. Еще 5 лет назад городов, которые бы применяли современные многокомпонентные реагенты, были единицы. Рост значительный. Если мы говорим о дальнейшей перспективе, то как раз чем мы занимаемся? Популяризацией комфортного зимнего проживания, как раз идет к тому, что количество городов будет возрастать. Если мы раньше занимались этим сами, то теперь многие администрации, подрядчики сами нас находят, спрашивают: «Приедьте, покажите, нас это тоже интересует». Нас обычные граждане спрашивают: «А как можно по-другому сделать? Как можно сделать наши города более чистыми?»
- С момента нашего последнего эфира, насколько я понимаю, ситуация в городе изменилась. Наши власти, хотя система содержания дорог и тротуаров отдана частным структурам на откуп, интерес в Перми к вам появился.
- На рынке Перми мы присутствуем достаточно давно. Коммерческие организации, которые работают на свои, а не на бюджетные деньги, давно применяют нашу продукцию. Это торговые центры, парковки, офисные здания. Те организации, которые очень сильно заботятся именно о своих клиентах. Если мы говорим о подрядчиках, которые работают на бюджетные деньги, зачастую они не получают тендеры именно на содержание дороги зимой. Их качество оценивается именно по результату, чистая – нечистая дорога, видна – не видна разметка. Оценивать их деятельность с точки зрения воздействия на экологию, на личное имущество граждан, обувь, меховые изделия, автомобили пока сложно. Но насколько я знаю, сейчас этот вопрос поднимается на уровне Заксобрания, правительства, чтобы использовать более современные технологии, материалы и технику.
- Допустим, если какие-то подрядчики используют, а какие-то нет, мне кажется, эффект использования повсеместный. Мы ходим везде. Походили, где качественный материал применяется, тут пошли, там уже пескосоляная смесь, которая уже осела на обувь, эффекта, наверное, не очень видно.
- Сложно оценить. Пройдя по пескосоляной смеси и потом по чистой улице, у вас ботинки все равно будут грязными. Эффекта, что улицы стали убираться по-новому, вы можете не заметить. Хотя если взять один район тестово и там применять, то разница будет разительной. Я думаю, жители других районов просто потребуют от своих префектур использовать такую же технологию.
- Мы с вами говорим об уникальном материале «Бионорд», но может быть, кто-то не знает. Буквально в двух словах, что он собой представляет? На что влияет, на что не влияет, чтобы у людей было представление, чем он отличается от пескосоляной смеси, которой с незапамятных времен посыпают наши улицы.
- Первая его особенность – это наукоемкость, он был придуман не просто так. Большое количество ведущих институтов занималось его разработкой. Участие принимали и ведущие российские гигиенисты, и дорожники, и московский исследовательский центр кожевенной промышленности, и те, кто отвечает за экологию, экологи активно принимали участие. Каждый из них говорит, в каком направлении лучше двигаться. Этот состав, а мы говорим именно про многокомпонентный состав, бывает 4-5 компонентов, эти добавки, которые вносятся в состав, могут улучшать те или иные качества реагента. Они могут сделать его гораздо менее опасным, это мы говорим о влиянии на элементы УДХ, автомобили, общественный транспорт. Добавки могут снижать воздействие на почву, экологию, ту же кожаную обувь, человека. В то же время реагент должен быть очень эффективным и удобным в использовании, в хранении, транспортировке. С учетом этих требований наш продукт и разрабатывался. В его состав входят только природные минералы.
- Могут нам возразить. Соли и песок – тоже субстанции, которые постоянно присутствуют в нашей жизни, что же они так вредно влияют?
- Соль в состав нашего продукта тоже входит. Это самый дешевый противогололедный материал, который существует, отказываться от его использования пока преждевременно. Есть и свои плюсы. Другое дело, что его недостатки нужно нивелировать, и другие добавки это делают. Если мы говорим про песок, то наше предприятие полностью против песка. Песок дешев, доступен, но при этом то, что мы увидим, когда все высохнет – у нас пойдут пылевые бури. Это всегда идет накопление канцерогенов, тяжелых металлов на своей поверхности, абсорбция, и все это будет попадать в легкие нам и нашим детям, сказываться на нашей популяции и демографии. Можно использовать другие фрикционные материалы, которые в народе называются абразивными. Они могут создавать именно эффект не скользкой дороги, но все равно должны применяться с теми же солями.
- Там, где применяется «Бионорд», я всегда прошу нарисовать картинку, потому что по радио не увидеть – как выглядят дороги в период гололеда, распутицы, когда все уже высыхает?
- Чтобы увидеть эти картинку, достаточно проехать до нашего крупного соседа Екатеринбурга, чтобы посмотреть, как могут убираться дороги с помощью современных многокомпонентных реагентов. Екатеринбург уже полностью перешел на эту технологию, его дороги и тротуары очень чистые. Сейчас в весенний период грязи в городе очень мало. Это грязь, которая завозится с области, федеральных трасс, которые по-прежнему обрабатываются песком. Но то, что вы завозите, от того, когда сотни тысяч тонн песка ежегодно рассыпается на дороги, разительно отличается. Тот, кто часто бывает в Москве, может проследить тенденцию.
- Москва тоже полностью перешла на «Бионорд»?
- Она перешла на современные противогололедные материалы, в том числе продукцию нашего завода. Правда, там нет самого бренда «Бионорд», потому что технология, принятая в Москве, подразумевает использование определенных составов, продуктов. Причем любой производитель может участвовать в аукционах на поставку, если вы способны выдерживать требования по качеству, объемам поставок, то можете тоже участвовать.
- Вообще на форумах, подобных «ДОРКОМЭКСПО-2014», мне кажется, задается некий тренд по отрасли, в частности, дорожного строительства. Какой тренд, на ваш взгляд, продолжается сейчас?
- Тренд достаточно понятный. Это снижение экологической нагрузки, увеличение эффективности технологий, использование более современной техники и материалов. Об этом всегда ведется дискуссия – а что нового, что изобрели, придумали? Люди делятся своим опытом. Приезжают иностранные специалисты, рассказывают про свой опыт. Ве такие форумы являются очень хорошей площадкой для общения.
- Добрый день, Дмитрий, слушаем ваш вопрос.
Слушатель: Добрый день. Я буду говорить как обыватель автомобилист, меня волнует такая ситуация. Я понимаю, что есть пескосоляная смесь, и какие-то реагенты, которые поливают, песок раскидывают по дороге. Меня больше всего возмущает, когда я еду в -15 по такой каше, которая состоит из воды, грязи, снега и так далее.
- Это, на ваш взгляд, и есть результат применения этих реагентов? Я правильно понимаю?
Слушатель: Безусловно! В -15…-20, я не говорю про то, какие жидкости заливаю в бачок омывателя, но еду, и машины впереди меня брызгают мне это все на лобовое стекло!
- Хорошо, ваш вопрос, Дмитрий?
Слушатель: Доколе?! Может быть, нарушаются технологии? Как в Финляндии, говорят, едет машина, которая поливает реагентами, за ней едет машина, которая пылесосит. По факту мы получаем впоследствии нормальную сухую дорогу, по которой можно ехать. Может быть, есть нарушения в технологии применения ваших реагентов?
- Спасибо. Наверное, Дмитрий не понял – то, что сейчас в Перми…
- Мы к этому отношения не имеем.
- Да, вы только хотите иметь отношение, но немножко к другому.
- Да, на самом деле применять жидкие материалы в -15…-20 – это достаточно опасно. Снижение концентрации основного вещества в рассоле может привести к тому, что вся дорога замерзнет. То, что вы разлили, сделает вам еще большую скользкость, все дороги будут просто во льду.
- А как это делается правильно? Как это происходит в других странах? Вы только что приехали, но и до этого изучали их опыт?
- Если мы говорим про наш продукт, «Бионорд», то он твердый. Его эффективнее использовать вместе с жидкими в технологии подмачивания, есть такая современная технология и техника, позволяющая эту технологию применять. Твердый реагент подмачивается жидким, мгновенно прилипает к дороге, не разлетается от ветра, и эффективность его применения возрастает. Вы правильно говорите, что технология может не соблюдаться. Кашу, которая образуется на дороге, нужно достаточно оперативно убрать. Конечно, никакие пылесосы ее не убирают, ее убирает специализированная техника, которая вывозит снег на специальные снежные полигоны либо перекидывает их на газоны. И вот здесь очень важно говорить о том, что реагенты должны быть экологически безопасными. Если вы скидали все это на газоны, то все это потом растает и попадет в нашу почву. Мы будем жить в этой среде.
- Я просто хочу добавить, что Уральский завод противогололедных материалов присутствует в Перми очень точечно. Буквально совсем немного. Основная масса дорог, тротуаров обрабатывается по устаревшим технологиям. Сейчас как раз завод активизировался и, как сказал Алексей, сейчас на уровне Заксобрания обсуждается вопрос, как построить систему таким образом, чтобы, несмотря на кажущуюся дороговизну противогололедного материала и разрабатываемых Уральским заводом противогололедных материалов реагентов все-таки заставить подрядчиков использовать экологичные, чистые, безопасные материалы и реагенты. Почему я сказала «кажущаяся»? Мы говорили об этом с Анной Шестаченко, которая буквально по полочкам разложила, что уберите штрафы за плохое содержание дорог…
- Вывоз песка по весне, например.
- И у вас то на то и получится.
- Мы не то что активизировались, мы всегда были активными, эту отрасль активно пропагандируем, в том числе в эфире, для этого мы и собрались. Мы активно участвуем во всех конференциях, мероприятиях, ездим за рубеж, им рассказываем, как можем делать. Если мы говорим именно об экономическом эффекте, то для различных городов мы делаем экономическое обоснование. Мы считаем затраты, которые несет город при использовании старой технологии, даем ему новые цифры, как он может это делать и получает хороший социальный эффект, удобства и скорость.
- Я так понимаю, что в Перми-то все по старинке происходит, а между тем специалисты в области содержания дорог считают необходимым создать федеральный регламент по борьбе с гололедом в России. Об этом в начале апреля на круглом столе заявляли представители Ассоциации зимнего содержания дорог. Скажите, неужели даже в сфере борьбы с гололедом необходимы регламенты?
- Начну с того, что я являюсь членом экспертного совета Ассоциации зимнего содержания дорог. Наш завод является членом этой Ассоциации, куда входят еще и ведущие ученые этой отрасли дорожного хозяйства, ведущие гигиенисты, которые оценивают влияние реагентов и технологии их применения на окружающую среду и человека. В рамках этой Ассоциации задаются правильные вопросы по тому, что нужно изменять те подходы, которые есть сейчас. Документы, которыми регламентируется текущая ситуация, морально устарели. Им уже десятки, иногда 50 лет, а наша жизнь разительно изменилась. У нас есть новые технологии, другие финансовые возможности, мы можем делать все гораздо лучше. Про это мы и говорим, что нужно модернизировать законодательную базу, чтобы заказчикам давать возможность по-другому подходить к этому вопросу.
- Вы выходите с этой инициативой, например, в законодательные органы?
- Как раз сейчас под эгидой Ассоциации есть рабочая группа, которая занимается созданием модернизации существующей нормативной базы, в том числе созданием ГОСТа по содержанию дорог.
- Будут новые ГОСТы, будут новые стандарты, регламенты – соответственно, подрядчикам будет интересно работать по-другому, по этим новым регламентам?
- Я думаю, заказчикам будет проще спрашивать, требовать и объяснять, что они хотят, а подрядчикам – проще эти требования выполнять. Это приведет к более комфортной жизни и более безопасным дорогам.
- Давайте послушаем звонок.
Слушатель: Добрый день, Сергей. Открыл в интернете и читаю состав «Бионорда», правда, информация журнального типа, что входит в состав – хлорид кальция, хлорид натрия, формиат натрия, хлорид калия. Я лично знаю, что если натрий, соль всем известная, попадет собачке или кому-то в организм, особого вреда не будет, только пить захочется. А вот хлорид калия – я точно знаю, что если собачка съест необходимую дозу, то отбросит лапки. Как вот с этим?
- Спасибо за вопрос. На самом деле хлорида калия в составе не так много. Если мы говорим именно о концентрациях… А на самом деле любое вещество изначально является ядом, даже если вы выпьете очень много воды – вы отравитесь. Соответственно, когда исполняется требование, которое предъявляет производитель к своим материалам, когда есть определенный контроль качества, когда состав фиксированный, когда сырье чистое без дополнительных загрязнений, тогда собачка получает очень маленькую дозу этого хлорида калия, и то если он есть в составе. Он есть там не всегда. По требованию заказчика у нас есть исследования, которые позволяют заменять его другими компонентами.
- Я так понимаю, состав ваших реагентов вы не просто вывели опытным путем и внедряете в практику. Это все исследовалось целыми институтами.
- Да, ведущими. Например, московская ветеринарная академия имени Скрябина, ведущий вуз страны по здоровью наших питомцев. Это институт экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина, ведущий в области гигиены.
- Все эти сертификаты выложены на вашем сайте или еще нет? Видите, у людей возникают вопросы. Кто-то более продвинут в химии и биологии, понимает, что это вещество может влиять на то-то и то-то.
- У нас на сайте выложен паспорт безопасности химического вещества, это обязательный документ для любого реагента, который применяется у нас в стране. Там написано, что «Бионорд» является веществом 4 класса опасности – это минимальный класс.
- У нас на связи Адель, добрый день.
Слушатель: Добрый день. Если у нас то, чем посыпают, так безопасно, почему обуви на сезон не хватает?
- Адель, вы, наверное, слушали не с начала. То, чем посыпают сейчас, не относится к Уральскому заводу противогололедных материалов в 99% случаев в Перми. Алексей говорит о новом материале.
Слушатель: Дай Бог, будем надеяться, что они будут выпускать безвредное для всех – и для машин, и для пешеходов.
- Могу сказать, что в Москве применяется специализированный материал для пешеходных зон, «Бионорд-тротуар» его называем мы здесь, там он называется немножко по-другому. И вот как раз обувщики сильно жалуются, что меньше работы стало – обувь меньше портится, и ее не несут на ремонт.
Слушатель: А у нас наоборот.
- Я думаю, ситуация изменится. Мы как раз разговаривали о том, что инициатива граждан здесь может быть очень важной, чтобы граждане требовали, чтобы наша прекрасная Пермь убиралась по-другому, гораздо лучше, эффективнее и безопаснее.
- Вячеслав, добрый день.
Слушатель: Добрый день. Я хотел бы поинтересоваться, раз они такие замечательные, все очень близко находится к нам, почему у нас этого до сих пор нет? Взятку у них вымораживают или что?
- Дело, конечно же, не во взятке. Исторически сложилось так, что в Перми наши дороги обслуживают достаточно небольшие коммерческие организации. Законодательно так состоялось, что у нас качество обслуживания оценивается по конечному результату. Мы не говорим им, что нужно делать экологично.
- Причем по визуальному результату. Пришел, посмотрел – вроде бы чисто, сильно грязи нет, нормально.
- Причем в требованиях к материалам есть такое понятие, как динамическая вязкость. Если вы видите, что дорога чистая, она не обязательно не скользкая. На ее поверхности может находиться прозрачная пленка, и аварийность на участке дороги может увеличиться.
- Вы немножко отвлеклись. Я бы хотела, чтобы вы закончили ответ.
- Да, те коммерческие организации, которые беспокоятся о своих клиентах и посетителях – банки, торговые центры, парковки – применяют этот материал. Он есть в Перми, только не на уровне наших городских дорог.
- Что касается уровня городских дорог и тротуаров, то проводящиеся конкурсы…
- Там он не прописан. Прописано только содержание дороги, что дорога должна быть чистой.
- Наши подрядчики пока идут с такой целью – больше прибыли, меньше затрат.
- Да, все верно. Использовать максимально дешевые материалы, неважно, являются они отходами, не отходами, опасны они или безопасны. Это их уже не так сильно интересует.
- Хотя экономическая эффективность, как уже не раз говорил Алексей, уже доказана.
- Но это должен смотреть большой государственный заказчик. Посмотреть на картину сверху и увидеть экономический эффект, потому что на уровне маленькой подрядной организации его заметить очень сложно.
- Еще один звонок принимаем. Петр, добрый день.
Слушатель: Вся проблема состоит в том, что согласно нормативным документам до 15 градусов сыплют соляную смесь. Поэтому главный враг для вашего продукта – нормативка, которую необходимо менять. Снизу ее изменить невозможно, только сверху, на уровне главы города и губернатора.
- Согласен с вами.
- Буквально несколько минут назад мы говорили, что Ассоциация зимнего содержания дорог готовит изменения в законодательную базу, чтобы поменять регламенты.
- Я напомню, что туда входят ученые, производители специальной техники, которые убирают дороги, метеооборудования, которые дают качественный метеопрогноз.