Продукция Компания Клиентам Контакты Пресс-центр
21 мар 2017

«Вы же первые будете против»: что мешает нормально чистить дороги в Екатеринбурге

01 / 03

Весна в этом году, можно сказать, удалась: за три недели тепла город полноправно мог называться Грязьбургом, пожалуй, всего неделю. Как долго продлится состояние «без грязи» (чистым наш город все равно не назовешь) и как добиться, чтобы потоки жижи не возвращались на улицы после таяния снега, — разбираемся с помощью экспертов.

Хотя во дворах и на обочинах сугробы отнюдь не малы и не белоснежны, в целом, можно сказать, Екатеринбург пока с потоками грязи справляется. Конечно, этому способствует погода: не слишком высокие температуры днем не дают снегу обильно таять, а ночной минус вымораживает всё, что успело превратиться в лужи при солнечном свете.

Жители города давно свыклись с тем, что каждую весну и осень Екатеринбург превращается в Грязьбург. Кто-то по этому поводу пишет гневные посты «Доколе!», кто-то превращает виды Грязьбурга в мемы или рисует карикатуры для соцсетей.
66.ru составил на март полезный календарь.
Фото: http://www.ural.kp.ru

Если на дорогах более-менее чисто, о городском воздухе этого сказать нельзя: вот уже неделю каждое утро из окна «Высоцкого» редакция 66.ru наблюдает плотную завесу смога над городскими кварталами. На днях утренний пожар в торговом павильоне на углу ул. Мамина-Сибиряка и Куйбышева привел к тому, что полдня дышать в центре Екатеринбурга было практически невозможно.

Городские власти пытаются решать проблему пыли и грязи не один десяток лет и не за один миллион рублей. Наверняка многие читатели помнят из школьного курса русского языка разницу в глаголах совершенного и несовершенного вида: в одном случае действие законченное, в другом — это постоянный процесс. Так вот, глагол «решать» — несовершенного вида. А чтобы получить результат, действие надо закончить.

В дореволюционные годы улицы Екатеринбурга чистотой тоже не блистали. Месиво под ногами людей на старой фотографии — это современный перекресток ул. Малышева и Воеводина. За сто лет решить проблему (решить — глагол совершенного вида, — прим. ред.) с грязью не смогли ни градоначальники, ни мэр, ни сити-менеджер.

Чтобы вести войну с грязью как можно более эффективными методами, муниципальные власти вначале намерены ее тщательно изучить.

Егор Свалов, председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга:

— Мы хотим понять, какой аспект влияет на городскую среду, как влияет роза ветров, например, хотим узнать состав городской почвы. Результатом исследований станут рекомендации для мэрии, исходя из которых мы сформируем план мероприятий, чтобы улучшить городскую среду.

В ближайший год на исследование «противника» муниципалитет потратит минимум 1,8 млн руб. — именно за такую сумму изучать екатеринбургскую грязь согласились ученые УрО РАН.

Жители мегаполиса, знакомые с неприятелем самым тесным образом, давно уже сделали выводы о том, из-за чего каждую весну улицы города превращаются в хлюпающую жижу. Первое место в списке причин уверенно делят любители парковаться на газонах и реагенты, которыми зимой щедро посыпают проезжую часть и тротуары. Следующий фактор — коммунальщики, не способные нормально и вовремя убирать город. Дальше идут дорожники, неправильно укладывающие полотно, проектировщики городского пространства, не предусмотревшие ограждение газонов и их правильное обустройство — ниже уровня асфальта, дворники, сметающие каждую осень палую листву, которая на самом деле формирует дренажный слой в почве и благоприятствует росту дерна...

Но «гряземесы» и «Бионорд» все равно лидируют с большим отрывом. Вы же сразу поняли, о чем речь, прочитав эти два слова? Хотя первое — новообразование, не зафиксированное словарями, второе — название определенного типа противогололедных материалов. В обиход екатеринбуржцев эти слова вошли так прочно, что, кажется, даже малые дети понимают их значение.

Мы взглянули на эту «обитель зла» — многие горожане именно так воспринимают завод по производству «Бионорда». Масштабы впечатляют. Но обратите внимание на дороги: по ним ездят трактора и большегрузы, при этом они остаются чистыми, хотя посыпаны тем же реагентом, что и наши.

Александр Топорков, представитель Уральского завода противогололедных материалов (производитель «Бионорда») в Екатеринбурге:

— Если бы мы сомневались в своем препарате, мы бы его не производили. Тратить государственные и муниципальные деньги впустую никто не даст: для этого существуют разные контролирующие органы, Счетная палата. Мы в Екатеринбурге работаем уже десять лет и с небольших участков дошли до 100-процентного покрытия: потому что наши материалы эффективны. Сейчас их используют в самых разных городах России, закупают зарубежные службы, отвечающие за безопасность на дорогах.

Жители города готовы бороться и с гряземесами, и с «Бионородом» всеми доступными способами. 66.ru уже публиковал инструкцию, как победить любителей парковаться на газонах. По мнению представителей ГИБДД, единственная возможность справиться с ними — отгородить дворы шлагбаумами или даже заборами.

С реагентами сражаться, конечно, сложнее: применять их или нет, решает городская администрация. И решение это пока однозначно: применять. Так считают и мэр Евгений Ройзман, и сити-менеджер Александр Якоб, и один из екатеринбургских квартальных Алексей Беззуб. Аргумент такой: «Горожане сами будут против того, чтобы падать и ломать руки-ноги. Лучше грязно, чем скользко».

Автожурналист 66.ru Кирилл Зайцев, привыкший доверять исключительно собственному опыту, а не словам заинтересованных лиц, в конце прошлого года провел собственный тест, который доказал, что и тормозить с «Бионордом» не так хорошо, как об этом говорят, и грязь на дорогах появляется именно после применения реагента.

Результаты этого теста вызвали сомнения у профессора Московского автодорожного института (МАДИ) Юрия Кузнецова. Он известен, в частности, как автор приборов по измерению коэффициента сцепления колес с дорогой и преподаватель кафедры «Изыскания и проектирование дорог».

Юрий Кузнецов, профессор МАДИ:

— С переходом на «Бионорд» при уборке улиц в Екатеринбурге число предписаний о ненадлежащем содержании дорог сократилось. В ноябре 2016 г. выпало 56 мм осадков, что почти вдвое больше прошлого ноября и в 1,7 раза выше нормы. Несмотря на это, ситуацию на дорогах удалось удержать стабильной. В то время как в других городах в октябре и ноябре наблюдался всплеск аварийности (в Санкт-Петербурге число аварий в ноябре выросло до 141 и почти втрое превысило прошлогодний показатель), в Екатеринбурге число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий не увеличилось. По данным ГИБДД по Свердловской области, что в прошлом, что в этом октябре и ноябре из-за НДУ (ненадлежащих дорожных условий, — прим. ред.) произошло 90 аварий.

Но оставим споры об эффективности «Бионорда» для повышения сцепления с дорогой автоэкспертам. Нам интересно, так ли страшен волк, как его малюют: действительно ли реагент способствует образованию грязи. Мы решили проверить это самым простым способом: взяли ведерко «Бионорда», нашли более-менее чистую площадку в черте города и засыпали реагентом снежную наледь. Старались следовать мануалу: использовать нужное количество вещества (правда, у нас это не особо получилось), подвергнуть обрабатываемую территорию механическому воздействию, выждать определенное время. Чтобы это время не терять впустую, заодно растворили «Бионорд» в воде — хотели понять, насколько грязной она станет.

Скажу честно, когда мы отправлялись испытывать «Бионорд», я была настроена не слишком позитивно. Впрочем, по моим кроссовкам это понятно — они в принципе предназначались на выброс, так что если подошву разъест реагент — не страшно. Удивительный факт №1: кроссовки остались ровно в том же состоянии, что были до этого. Удивительный факт №2: от «Бионорда» ровно столько грязи, сколько было на колесах нашего автомобиля и скопилось на асфальте с осени. Удивительный факт №3: там, где мы рассыпали реагент, обувь (и колесные шины) не скользят, прилипают к подтаявшему снегу. Чего не скажешь об участках без «Бионорда».

А вот факт №4 совсем не удивляет: солевая смесь (из которой состоит «Бионорд») превращает снег в жидкую кашу, и если эту кашу не убрать вовремя — грязи в городе быть. По регламенту, через 40 минут после обработки проезжей части (а «Бионордом» в Екатеринбурге обрабатывают исключительно дороги) образовавшуюся кашу — шугу — необходимо удалить с помощью специальной техники. А вот с ней-то у нас проблемы.

Алексей Беззуб, главный квартальный Орджоникидзевского района:

— Мы практически не закупаем уборочную технику. В прошлом году на эти нужды бюджет Екатеринбурга потратил 7 млн руб. — купили семь тракторов на семь районов. Это просто смешно. Например, один Ленинский район получит один трактор. Это при том, что, насколько мне известно, с 2013 года город не закупал уборочную технику. Кроме этих несчастных тракторов.

Александр Топорков, представитель Уральского завода противогололедных материалов в Екатеринбурге, также говорит, что коммунальщики не всегда выполняют рекомендации, применяя реагент. «Надо тщательно просчитывать дозировку, которая зависит от толщины льда и температуры окружающего воздуха, как следует убирать снег перед обработкой участка. И конечно, проводить уборку после работы реагента. В Екатеринбурге это делают далеко не всегда», — утверждает Александр Топорков.

По его словам, несколько лет назад (к слову, «Бионорд» у нас используют с 2007 г. и сейчас им обрабатывают 100% улиц города) была такая практика: колонну уборочной техники сопровождали машины ГИБДД, перекрывая проезжую часть на время уборки. Это приводило к большим пробкам и еще большему возмущению автомобилистов. Поэтому от такой практики решили отказаться.

Сделать выводы о вреде «Бионорда» для здоровья жителей мы не можем: у нас нет таких компетенций. Те же, кто ими обладает, уверены, что «Бионорд» — при правильном применении — не опасен.

Василий Низов, доцент кафедры технологии неорганических веществ УрФУ:

— Использование противогололедных препаратов — обычная практика для всего мира. Их класс опасности — как у обычной поваренной соли. Этот состав солей не обладает жестким канцерогенным действием. Хлориды, как правило, особой вредности не имеют. В небольших дозах состав не опасен. Главное — не переборщить, чтобы подошвы обуви не съедало.

Впрочем, наши сограждане не верят ученым. В начале ноября екатеринбуржцы через площадку change.org начали собирать подписи за запрет «Бионорда». В числе причин авторы столь радикальной меры называют в том числе проблемы респираторного характера: «У многих — вечный кашель, заболевания дыхательных путей», — написал в петиции Илья Ширяев, автор инициативы. Назвать запрет реагента животрепещущей проблемой нельзя — за полгода обращение набрало всего 3350 подписей из необходимых 5000.

Возможно, народная инициатива приведет к какому-то результату, но пока нам кажется более разумным воспользоваться предложением Алексея Беззуба, которое он высказал еще в ноябре прошлого года в своей колонке.

Алексей Беззуб:

— Практика — это критерий истины. Поэтому давайте выберем какую-нибудь улицу в Екатеринбурге и не будем посыпать ее реагентами. И посмотрим, что с ней будет происходить. Давайте экспериментировать.Только в этом случае мне нужно понимать, кто возьмет на себя ответственность за возможный рост ДТП на этом участке. Потому что, если человек попадет в аварию из-за плохо почищенной дороги, он может потом прийти с иском к дорожным службам. И нужно выбрать конкретного человека, который будет нести за это ответственность. В том числе материальную. Если станет понятно, что в использовании «Бионорда» больше минусов, — давайте от него отказываться.

У городских властей в запасе целое лето, чтобы продумать, как сделать дороги чище. Правда, пока их решения мало этому способствуют: например, Свердловский областной суд отменил штрафы за плохую уборку города, которые органы местного самоуправления могли налагать на управляющие компании, не убирающие свою территорию.