Для борьбы с зимней скользкостью наряду с натуральными материалами, такими как песок, щебень, гранитная крошка, используют искусственные противогололедные реагенты. Это средства на основе химических компонентов, которые изготавливают в специализированных лабораториях. По форме выпуска они бывают жидкими и твердыми.
В нашей стране используются в основном твердые противогололедные материалы (ПГМ). Они обладают рядом преимуществ:
Твердые антигололедные средства состоят из гранул солей. В состав некоторых ПГМ дополнительно включены различные добавки: например, ингибиторы коррозии или биофильные вещества, которые не только снижают негативное воздействие реагента на почву, но и улучшают ее состояние. После таяния остатки снежной массы и наледи легко удаляются с поверхности.
Современные антигололедные материалы экологически безопасны и нетоксичны, не вызывают аллергических реакций. Однако при излишней твердости гранулы могут ускорить износ асфальта и шин. У них также должен быть оптимальный размер: мелкие гранулы не повышают сцепление, слишком крупные — могут отскакивать из-под колес в лобовые стекла автомобилей.
Жидкие противогололедные средства производят в виде растворов. Их используют преимущественно для предупредительной обработки поверхностей. Наносить такой реагент на обрабатываемый участок рекомендуется в сухую погоду: дождь и снег попросту смоют его с поверхности. Если на участке дороги уже образовался лед, после обработки антигололедной жидкостью наледь только увеличится.
Для распределения подобных противогололедных средств нужна специальная техника. Кроме того, они работают в особых температурных условиях: до –5 °С.
До 2011 года для борьбы с гололедом в Москве использовали в основном жидкие ПГМ. Ими поливали дороги незадолго до снегопада. Но еще в 2009 году в исследовании МГУ говорилось, что дорожные осадки, возникающие при применении таких реагентов, приводят к увеличению коррозийности грунтов, износу асфальта, автомобильных шин и обуви, оказывают негативное воздействие на почву.
С 2011 года после принятия новых «Технологий уборки» нормативы изменились: теперь жидкие противогололедные материалы должны составлять максимум треть общего объема антигололедных средств, применяемых для зимней уборки московских дорог и улиц.
И жидкие, и твердые антигололедные реагенты имеют свои плюсы и минусы. Наиболее экономным и, при этом, действенным методом использования твердых реагентов считается подмачивание. Суть этого метода заключается в том, что техника разбрызгивает жидкий противогололедный материал, а сверху посыпает поверхность твердым. Благодаря этому гранулы не разлетаются с дороги и прилипают: расход при таком подходе уменьшается на 10%.
В случае как с жидкими, так и с твердыми ПГМ, основные негативные проявления связаны с ненормированным использованием средства. Предотвратить избыточное нанесение помогает специальная техника с дозированным распределением антигололедного материала.