Борьба со льдом и снегом на автодорогах, тротуарах и придомовых территориях требует применения комплексного подхода, ведь для российского климата характерны холодные и снежные зимы. С учетом метеорологических условий, типа и состояния дорожного полотна выбирают конкретный вид противогололедного материала, его расход и метод работы. Обработку дорог можно проводить профилактически (например, когда ожидается резкое понижение температура после оттепели или сильный снегопад) или после образования снежного наката и гололеда.
Состав реагента может быть различным. Чаще всего используют комбинированные противогололедные материалы, в состав которых входят хлориды кальция и натрия, фрикционные добавки и вещества, предупреждающие коррозию.
Для тротуаров и придомовых территорий оптимальное решение — ПГМ, в составе которого велик процент фрикционных добавок. Ими могут быть песок, гранитная или мраморная крошка. Главная задача, которую решает обработка — снижение скользкости, предупреждение травматизма и повышение безопасности при ходьбе.
В этих зонах как правило, большой поток людей. Кроме того, есть ограничения, связанные с присутствием в обрабатываемой зоне зеленых насаждений. Противогололедные материалы должны не просто справляться со снежными массами и льдом, но и быть экологически безопасными — не выделять в воздух вредных веществ (это может вызвать аллергию), не вредить почве. Традиционные составы на основе технической соли для этой цели не подходят, поскольку, проникая в почву, нарушают ее структуру.
Решение — комбинированное средство без хлоридов в составе. Этот вид ПГМ эффективен и максимально безопасен для окружающей среды.
Автодороги с твердым покрытием и мосты требуют использования комплексного подхода. Во-первых, это нанесение противогололедных материалов, во-вторых — уборка льда и снега с применением специальной техники. Для асфальта, асфальтобетона, плитки, брусчатки применяют комбинированные ПГМ, в составе которых присутствуют хлориды кальция и натрия. Эти вещества активно плавят лед и разрыхляют снег, что облегчает его уборку.
Для автодорог также важно, чтобы ПГМ был максимально безопасным для металлических конструкций. Поэтому реагенты обогащают специальными антикоррозийными добавками.
Лучший способ профилактики образования снежного наката — своевременная уборка свежевыпавшего снега. Однако во время сильных снегопадов полностью очистить дорогу не всегда возможно. Поэтому практикуют внесение в снег противогололедных материалов. Отложившийся на поверхности снег под воздействием солей становится более рыхлым, теряет способность уплотняться — скользкая снежно-ледовая корка не образуется. Такое покрытие называют «смоченным снегом».
При резких температурных перепадах жидкие осадки, соприкасаясь с дорогой, образуют лед, и дорожное полотно становится очень скользким. Чтобы снизить риски, используют концентрированные составы (рассолы). Если влаги будет немного, она не замерзнет. Если же осадки обильные, ледяное покрытие образуется, но его прочностные свойства будут ниже, чем у обычного льда — его можно будет легко отделить.
Тонкие ледяные пленки удается устранить, нанося на их поверхность мелкозернистую соль или чешуйки хлористого кальция. Крупнозернистые материалы для этих целей не подходят — они медленно растворяются, колеса автомобилей отбрасывают их в сторону.
Работа строится в несколько этапов:
При использовании такой технологии снег не плавится полностью, задача ПГМ — разрыхлить его до состояния, когда его можно будет механически удалить. Солевые составы работают эффективнее, когда на дороге есть интенсивное движение — колеса машин перемещают частицы реагента с одного места на другое. Как правило, для этих целей используют гранулированные антигололедные материалы либо высокоминерализованные растворы.
Основной показатель, от которого зависит расход — температура воздуха: чем она ниже, тем больше потребуется ПГМ. В сильные морозы дороги обрабатывают многократно. При этом особенно важно соблюдать установленные нормативами требования к расходу материалов: впоследствии они могут накапливаться в почве, попадать в водоемы и вредить окружающей среде.
Для гранулированных смесей на основе натрия и кальция расход составляет около 30–70 граммов на кв.м. Норма расхода технической соли — не больше 150 гр. на кв.м. Норма для составов на основе магния — 60 гр. на кв.м.
Комбинированные реагенты имеют больший вес за счет присутствия фрикционных добавок. Допустимый расход — от 30 до 150 гр. на кв.м.
Уральский завод противогололедных материалов производит современные комбинированные составы, которые можно применять на дорогах со всеми видами покрытий. Один из востребованных вариантов — Бионорд Универсальный. Это гранулированный ПГМ, который можно использовать на всех типах дорог: асфальте, бетоне, плитке. Он экономичен, удобен, безопасен: полностью растворяется, не вызывает аллергических реакций.