Наступление холодов влечет за собой ряд проблем. Одна из них — гололед, который становится причиной повышенного травматизма людей и роста числа ДТП. Рассмотрим, почему образуется гололед и какие существуют способы борьбы с ним.
Гололедом называется слой плотного льда, который нарастает на вертикальных и горизонтальных поверхностях при выпадении осадков на охлажденную землю. Гололеду обычно сопутствует близкая к 0 °С температура воздуха, ветер и высокая влажность. Для него характерен толстый слой льда (в несколько сантиметров) и обледенение больших участков.
Часто гололедом называют гололедицу, хотя это разные понятия. Гололедица — тонкий слой льда, который образует скользкую поверхность. Чаще всего возникает в неустойчивую погоду зимой, когда периоды оттепели или дождей сменяются резким похолоданием. При гололедице речь идет о частичном обледенении: когда скользкие участки на дороге перемежаются с нескользкими.
И гололед, и гололедица превращают город в большой каток, поэтому с этими явлениями активно борются в России и во всем мире.
Борьбу с гололедом можно вести различными способами:
Заключается в нанесении на скользкие поверхности песка и других фрикционных материалов. Мелкие частицы песка делают корку льда шероховатой, уменьшая скольжение. Это малоэффективный метод, особенно для противогололедной обработки дорог: песчаные частицы быстро сдуваются ветром, разбрасываются колесами машин и сносятся к обочине.
Более эффективны с точки зрения повышения сцепления гранитная и мраморная крошка, но и такие средства не плавят лед. А после таяния снега раздробленные гранулы этих материалов необходимо собирать, что ведет к дополнительным затратам на весеннюю уборку. Кроме того, смешиваясь с талыми водами, крошка может забивать городские ливневые канализации.
Суть теплового способа заключается в превентивных мерах по недопущению образования гололеда. Для этого еще на стадии строительства дорог и тротуаров в них прокладывают нагревательные системы, которые работают по принципу теплого пола. В качестве источника тепла они используют электричество, горячую воду или пар.
Тепловой способ борьбы с гололедом имеет существенный недостаток: высокие затраты на установку и эксплуатацию.
Механический способ подразумевает применение ручного труда или снегоуборочной техники, когда лед сбивается с дорожной поверхности. Самый простой пример — сбивание ледяной корки с помощью лопаты.
Метод подходит для уборки снежных масс, но малоэффективен для удаления наледи, требует больших временных затрат и большого количества рабочих. Из-за множества недостатков такой метод может применяться только на коротких участках дорог и в большинстве случаев оказывается нецелесообразным.
Химический способ предполагает использование антигололедных материалов в жидком и твердом видах. Под действием химических веществ, которые входят в состав материалов, снег и лед быстро плавятся независимо от погодных условий, при этом сами вещества полностью растворяются.
Самые распространенные противогололедные материалы представляют собой смеси солей натрия, кальция, калия как в чистом виде, так и в разных сочетаниях друг с другом. Пропорции подбирают так, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным. С этой же целью в состав ПГМ вводят различные биофильные вещества и ингибиторы коррозии.
Особо востребованы комбинированные антигололедные материалы — смеси химических ПГМ и фрикционных материалов. Они не только плавят лед, но и повышают шероховатость сразу после нанесения на поверхность, тем самым мгновенно улучшая сцепление колес с дорогой.