На рынке представлены различные противогололёдные материалы (сокращенно — ПГМ), но во многих городах России для борьбы со льдом по-прежнему применяется песок. Целесообразно ли его использование как средства для борьбы с гололедом? И так ли он безобиден?
Песок малоэффективен в качестве антигололёдного средства. Мелкие частицы повышают сцепление колес только на уплотненном снежном покрове — применение песка на льду или для превентивной обработки на чистом дорожном покрытии снижает коэффициент сцепления до критических значений.
Песок не плавит лед, как это делают реагенты или комбинированные ПГМ и практически бесполезен в борьбе со скользкостью. Так, по нормам ГИБДД, уровень сцепления поверхности при использовании противогололёдного вещества должен соответствовать показателю 0,3 по специальной шкале. При использовании песчаных материалов на льду или уплотненном снежном покрове с ледяной коркой этот параметр не превышает 0,13.
В 2017 году эксперты комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды внесли предложение запретить применение пескосоляной смеси (ПСС) в антигололёдных целях во всех крупных городах. По результатам исследований ученых, дорожный смет по весне, в котором содержится 97 % использованной зимой противогололёдной ПСС, представляет собой высокоопасное вещество. За зиму в нем аккумулируются тяжелые металлы, канцерогены и другие токсичные соединения.
Применение пескосоляной смеси как противогололёдного состава угрожает жизни и здоровью людей — вдыхание такой пыли может стать причиной возникновения тяжелых аллергических, онкологических, сердечно-сосудистых и иммунных заболеваний.
Кроме того, в России в ПСС обычно добавляют хлорид натрия, который негативно влияет на почву. Даже 5–10 % технической соли или «галита» в составе пескосоляной смеси достаточно, чтобы повысить уровень засоления почв и нанести вред растениям.
Использовать пескосоляную смесь как средство устранения гололёда невыгодно и с экономической точки зрения. ПСС имеет низкую закупочную стоимость, но ее использование предполагает высокие сопутствующие расходы.
Затраты на противогололёдную обработку дорог увеличиваются из-за ряда параметров:
Если сложить затраты, получается, что стоимость использования пескосоляной смеси сопоставима с ценой современных ПГМ, которые расходуются в количестве 50–70 г/м2, т. е. в 5–6 раз меньше. Если добавить сюда отсутствие необходимости в специальных полигонах для хранения и высокую плавящую способность, оказывается, что расходы на антигололёдные материалы сопоставимы со стоимостью применения ПСС или ниже, а эффективность уборки ниже.
За рубежом песок в качестве ПГМ практически не используют. Для антигололёдной обработки дорог многие города переходят на современные материалы, такие как «Бионорд». Подобные антигололёдные средства намного эффективнее и безопаснее для окружающей среды и здоровья человека.