Появление гололеда зимой — серьезная проблема для дорожных служб российских городов. В последние годы для устранения скользкости и плавления льда дороги обрабатывают противогололедными материалами. Реагенты эффективно решают проблему обледенения дорожной поверхности, но в СМИ нередко поднимают вопрос об агрессивном влиянии антигололедных средств на металл. В частности, устойчивы слухи, что противогололедные материалы — настоящее зло для кузова, ходовой части и других элементов конструкции автомобилей. Разберемся, так ли это на самом деле.
Многие автомобилисты считают, что если не использовать антигололедные реагенты, металлические части машин не будут ржаветь. Однако главная причина коррозии — кислород. Воздействие кислорода, содержащегося в воде, приводит к окислению железной поверхности автомобиля, в результате чего и образуется ржавчина. Поэтому если есть вода и кислород, появление ржавчины неминуемо — вопрос сводится только к тому, с какой скоростью будет идти этот процесс.
В состав качественных металлических сплавов входит хром. Металлы, в которых от 12 % хрома, относят к нержавеющим. Добросовестные производители изготавливают кузова автомобилей именно из таких материалов — с повышенной стойкостью к коррозии.
Есть и другие методы защиты металлов:
Чтобы снизить способность противогололедных реагентов вызывать коррозию металла, используют другой способ — добавление ингибиторов. Это вещества, снижающие скорость образования ржавчины.
Некоторые соли, в том числе хлориды, которые используют в качестве антигололедных реагентов, оказывают агрессивное воздействие на металл. Так, высок показатель коррозионной активности технической соли (NaCl) — 0,8. Однако утверждать то же обо всех противогололедных материалах неправильно.
Коррозионная активность формиата натрия, например, не превышает 0,1 — это ниже, чем у снега или водопроводной воды (0,15–0,25). Закономерно, что противогололедные средства, в составе которых присутствует этот компонент, имеют пониженное коррозионное воздействие на металлические конструкции. Неслучайно антигололедные материалы с формиатом натрия используют для борьбы с гололедом на территориях аэропортов.
Покупать формиаты в чистом виде недешево. Но решение проблемы есть, и оно основано на свойстве этих веществ выступать в роли ингибиторов, снижая способность других солей вызывать коррозию. Поэтому во многих странах набирает популярность использование в качестве противогололедных средств многокомпонентных реагентов.
У многокомпонентных ПГМ, в составе которых есть ингибиторы коррозии, такие как формиат натрия, коррозионная активность не выше, чем у воды. Следовательно, и вред от таких антигололедных материалов для металлических частей автомобиля не больше, чем от дождя или снегопада.