Как «не ушатать» свое авто в гололед и снегопады. Лайфхаки для водителей — УЗПМ, Пермь, Москва
Главная Пресс-центр Статьи Как «не ушатать» свое авто в гололед и снегопады. Лайфхаки для водителей

Как «не ушатать» свое авто в гололед и снегопады. Лайфхаки для водителей

Пермяки перенесли еще одну зиму, теперь им предстоит «пережить» весну. Для кого-то холода стали причиной не только хандры, но и более серьезных проблем. Не секрет, что зимой увеличивается количество аварий. Одна из причин которых – гололед. Вместе с инструктором по экстремальному вождению и экспертом-урабнистом мы расскажем о том, как «выжить» на дорогах Прикамья и как они должны содержаться в холода.

Как должно быть?

По словам эксперта Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова, все дороги имеют свои категории, согласно которым устанавливаются требования к тому, как должна убираться проезжая часть.

Анна Климентова, руководитель аппарата «Ассоциации зимнего содержания дороги РФ»:

 — Важно понимать, о какой дороге речь. Если это город, то действуют одни нормативы, если дороги за его пределами — другие. Если сформулировать общий принцип, то в городах и на трассах с высокой загрузкой полотно должно быть убрано до «черного асфальта». Только так можно обеспечить безопасность для всех участников дорожного движения. Видна абсолютно четкая взаимосвязь между тем, как чистят города от гололедицы и статистикой ДТП.


Как обстоят дела на самом деле?

Проблема №1 — гололед

Для рядового жителя эта проблема чаще всего обозначена одним словом — гололед. Но в законодательстве прописаны нюансы, которые делят это состояние на разные подкатегории: гололед, гололедица, накат, колея. Существует и норма сцепления, ниже которой не должен опускаться показатель в целях безопасности.

«Хорошее сцепление составляет 0,6–1 единиц. Такое, как летом в сухую погоду. На мокрой дороге сцепление — 0,3–0,5. А вот если сцепление менее 0,3, то это уже опасная ситуация. Именно такие показатели на гололеде», — рассказывает Анна Климентова. Поэтому дорожные службы стараются чистить «под скребок». Иногда условия позволяют содержать полотно «в накате», но в России это редко выполнимое условие из-за особенностей климата

Анна Климентова:

— Накат достижим и хорош тогда, когда температура не «скачет через 0» и стабильно отрицательная длительное время. Как, например, в странах Скандинавии. Но есть еще один момент: важна плотность трафика. Если он высокий, более пяти тыс. машин в сутки, то снег на дороге начнет плавиться от трения, а у самого асфальта всегда будет корочка льда из-за того, что расплавленная масса будет застывать на морозе. Убрать эту корочку нельзя даже техникой, поэтому дороги с высокой загрузкой чистят с помощью реагентов.

Что делать, если выехал на голый лед?

Как отмечает руководитель Центра повышения водительского мастерства Сергей Седов, первый признак того, что ваш автомобиль выехал на гололед — легкость в поведении руля. «Чтобы убедиться в том, что вы действительно выехали с асфальта на голый лед, можно немного нажать на тормоз. Если включается ABS, значит ваши подозрения подтвердились»,  — отмечает эксперт.

При выезде на лед Сергей Седов не рекомендует часто рулить. «Чем больше вы будете крутить руль, тем больше вы усугубите свое положение. Рано или поздно автомобиль зацепится и вылетит с трассы», — говорит инструктор по экстремальному вождению. По его мнению, на льду лучше немного притормаживать, чтобы не заблокировать колеса — если нет системы ABS, или резко тормозить — если система ABS установлена.

Сергей Седов, руководитель Центра повышения водительского мастерства:

— Если вы едете по колее и тормозите на голом льду, то лучше повернуть немного в сторону. Как правило, на «верхушке» колеи льда нет. Бывали случаи, когда человек тормозил на льду, а буквально в паре сантиметров было нормальное покрытие. Этот момент водителям нужно обязательно понимать, так они смогут остановить автомобиль в экстренной ситуации в два-три раза быстрее.

Проблема №2 — снежная «каша»

Хорошо знакомое многим пермякам состояние «снежной каши», возникает, как правило после снегопада и оборачивается авариями и серьезными заторами на дорогах. Как отмечает Анна Климентова, такого положение дел стандарты не допускают.

Более того, в 2018 году в России серьезно ужесточили правила уборки, и теперь на очистку после снегопадов у дорожников есть не так уж много времени. Ведь, снежная каша имеет свойство превращаться в лед под накатом.

«Как говорит регламент, прописанный в ГОСТе 50597–17, уборка снега на перекрестках, въездах во дворы, остановках общественного транспорта должна произойти в течение 3–4 часов. При длительном снегопаде снег каждые 5 см снега с проезжей части должны прометать»,  — отмечает эксперт Ассоциации зимнего содержания дорог РФ.

Что делать если увяз в снежной «каше»?

«Любой водитель должен понимать, что чем современней у него автомобиль и чем больше в него «напчикано» электроники, тем аккуратней и безопасней он должен проезжать такие участки. Электроника не даст на таком покрытии двигаться быстро и безопасно»,  — рассказывает директор Центра повышения водительского мастерства.

По мнению эксперта, водителям автомобилей, в которых есть системы ESP или ABS, нужно двигаться по «каше» очень медленно и аккуратно. Иначе машина может просто «поплыть», поскольку не будет цепляться за твердое покрытие под снегом.

Сергей Седов, руководитель Центра повышения водительского мастерства:

 — Когда мы тормозим на рыхлом снегу, мы должны понимать, что автомобиль будет замедляться, если колеса заблокировались, а система ABS не позволит этого сделать. Поэтому автомобиль будет просто катиться по верхнему слою этой «каши» и в итоге уйдет в снежный бруствер. Обычный водитель на отечественном ВАЗ-2107 будет более безопасно двигаться по такому покрытию в отличие от современного автомобиля.


В случае, когда автомобиль попадает на заснеженный участок дороги при повороте, инструктором по экстремальному вождению рекомендует просто жать педаль тормоза и часто руль не крутить. При этом эксперт отмечает, что каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально, — иногда торможение должно быть резким, в других случаях наоборот, приормаживать нужно чуть-чуть.

«В таких ситуациях нет определенной алгоритма, что делать нужно только так и все. Многие зависит от ситуации на дороге. Но в любом случае нужно сбавить иннерцию. Если вы на такой же скорости будете поворачивать, то просто разобьетесь», — отмечает инструктор.

Что касается ситуации, когда автомобиль на трассе попадает в рыхлую снежную массу «на прямом руле», то Сергей Седов рекомендуют немного «дробить» рулем — качать его влево и вправо, и удерживать педаль газа. «Автомобиль не будет никуда поворачивать, двигаться он будет прямолинейно, но вы собьете занос. Опять же нужно сделать сноску на то, что каждый автомобиль ведет себя по-своему, но если давать общие рекомендации, то действия должны быть такими», — говорит руководитель Центра повышения водительского мастерства.

На что обращать внимание водителям?

Несмотря на общее удовлетворительное состояние дорог в городе, иногда пермские дорожники забывают вовремя убирать массу, которая образовалась после россыпи галита. Это материал, которым сейчас в Перми борются со льдом.

«Если я ездил куда-то далеко или провел за рулем много времени, то стараюсь мыть автомобиль в этот же день. Вам определенно нужно посетить мойку, чтобы обезопасить автомобиль от коррозии»,  — отмечает Сергей Седов.

В свою очередь Анна Климентова обращает внимание на то, что материалы, которыми чистят дороги влияют не только на коррозию, но и на собственно качество уборки. Например, пескосоляные смеси или чистые соли способны плавить хорошо до -12 градусов. При температурах ниже их эффективность падает. Кроме того, песок имеет свойство приводить к возникновению царапин, которые становятся «точкой роста» для ржавчины.

Анна Климентова:

— На самом деле коррозия — это процесс, который, к сожалению, запускается множеством факторов. Коррозионной активностью обладают воздух, вода, талый снег. Если говорить про реагенты, то, например, агрессивность солей в комбинации с песком и чистом виде, как правило это хлорид натрия (техническая соль или галит), составляет 0,8 мг*см2/сутки. Это норма предельно допустимая.

Также эксперт отмечает, что у многокомпонетных противогололедных материалов коррозионная активность ниже и может составлять около 0,4 единиц. Обычно это достигается за счет введение в состав специальных ингибиторов. Сами по себе реагенты не опасны для лакокрасочного покрытия, если на нем нет сколов или царапин. Чтобы избежать их появления, специалист советует обрабатывать кузов специальными защитными составами.

Кстати, по словам Климентовой, информация о том, что реагенты не используют в странах Скандинавии — очень живучий миф. Более того, реагенты там не просто активно применяют, но и ежегодно наращивают объемы из-за растущего трафика.

Плохой пример уборки улиц от снега

По словам Анны Климентовой, показательный пример того, что качество уборки дороги напрямую связано с безопасностью — ситуация в Санкт-Петербурге. В 2016 году там отказались от солесодержащих противогололедных материалов и перешли на песок. В результате аварийность выросла более чем в два раза, из-за неудовлетворительных дорожных условий.

В этом году Северная столица ставила «рекорды». Число ДТП выросло на четыре тыс. по сравнению с прошлым годом. Причем местная ГИБДД связывала это именно с неудовлетворительной уборкой дорог.

«Местные власти боролись со стихией как могли — изо всех сил бросали на ликвидацию наледи и сугробов бюджетников всех рангов. В итоге после безуспешных попыток сделать город проходимым прозвучало мнение, что стоит рассмотреть вопрос о возвращении практики применения реагентов. Уставшие от рисков не дойти или не до ехать до дома живыми горожане, кстати, отнесли к идее со скепсисом значительно меньшим, чем в прошлую зиму», — отмечает Анна Климентова.

Последствия февральского снегопада. Фото: сайт Администрации Санкт-Петербурга

Что делать, если попал в ДТП из-за плохо убранной дороги?

Как отмечает автоюрист и председатель РОО «Автомобилисты Пермского края» Александр Сидоров, если у ваш автомобиль застрахован по ОСАГО и вы попали в ДТП из-за гололеда или колейности на дороге, то нужно обязательно взывать инспектора ГИБДД.

«Неважно сколько участников ДТП — один или несколько. В любом случае нужно дождаться сотрудника ГИБДД. Если состояние дорожного покрытия не соответствует нормативам, он обязан составить акт о состоянии дороги и указывать особенности участка, где произошла авария. Этот документ будет самым главным доказательством в суде. Также необходимо самому сделать фотографии случившегося и обратиться к свидетелям ДТП»,  — рассказывает автоюрист. При этом Александр Сидоров отмечает, что такой алгоритм действий не подходит для случаев, когда причиной аварии стал неубранный вовремя снег.

Александр Сидоров, председатель РОО «Автомобилисты Пермского края»:

 — Если авария произошла из-за заснеженности дороги, вам также нужно дождаться инспектора, чтобы все зафиксировать. Однако, скорее всего, он не составит акт о состоянии дорожного покрытия. Поэтому водителю нужно будет доказать, что с момента начала снегопада до ДТП прошло более трех часов. Для этого нужно обратиться с запросом в метеоцентр. Если прошло меньше трех часов, то дорожника предъявить ничего нельзя. По нормативам они обязаны приступить к уборке дорог от снега не позднее, чем через три часа.


После того, как вы получили необходимую информацию, юрист рекомендует направить свои досудебные претензии в адрес администрации района, в котором произошло ДТП. Так вы наверняка узнаете, какая организация отвечает за содержание дорог. Получив эту информацию, вы можете обратиться в суд. Сидоров рекомендует требовать возмещение ущерба солидарно — как с администрации, так и с дорожников.«Как правило, в таких делах суд встает на сторону водителей, если составлен акт об обнаруженных недостатках. Единственная причина, если иск подан не к тому ответчику», — отмечает автоюрист.

Источник: properm.ru