Фрикционные материалы как противогололедные средства — УЗПМ, Пермь, Москва
Главная Пресс-центр Статьи Фрикционные материалы как противогололедные средства

Фрикционные материалы как противогололедные средства

Фрикционными называются противогололедные материалы, принцип действия которых основан на повышении трения между дорожной поверхностью и колесами транспорта. Насколько целесообразно их использование при борьбе с гололедом? И достаточно ли этих средств для обеспечения безопасности на зимних дорогах?

Свойства

Рассмотрим свойства и характеристики самых распространенных фрикционных ПГМ, к которым относятся песок, гранитный щебень и мраморная крошка:

  • Песок как в чистом виде, так и в составе пескосоляной смеси, не обладает плавящей способностью. Кроме того, из-за мелкого размера песчинки мало способствуют повышению коэффициента сцепления по сравнению с другими фрикционными противогололедными материалами. В населенных пунктах, где для противогололедной обработки дорог применяют пескосоляные смеси, высока доля ДТП из-за плохих дорожных условий: пескосоль не позволяет очистить дорожное полотно до чистого асфальта. Более того, применение песка для устранения скользкости способствует повышенному загрязнению воздуха и засорению ливневых стоков.
  • Щебень на основе гранита давно используется для борьбы с гололедом в Скандинавских странах, и эта практика показала, насколько серьезно гранитная порода ускоряет износ дорожного полотна. Помимо этого, твердый материал оказывает негативное воздействие на лакокрасочное покрытие кузовов автомобилей.
  • Мраморный щебень в виде крошки безопаснее для дорожного полотна и транспорта, чем гранитный, но при условии правильного подбора по коэффициенту прочности. Крошка мрамора, в отличие от гранитной породы, безопасна и для почв. Однако и она не плавит лед, поэтому не может использоваться как самостоятельное средство для борьбы с гололедом.

Особенности применения

Песок, щебень и мраморную крошку нельзя применять на чистом или обледенелом покрытии, так как коэффициент сцепления при их нанесении на такую поверхность падает — возникает «роликовый» эффект. Кроме того, ветер и воздушные потоки от проезжающих автомобилей быстро сдувают песок и подобные материалы с дороги.

Использовать фрикционные противогололедные материалы можно только на уплотненной заснеженной поверхности и только на дорогах с невысокой интенсивностью движения. В подобных случаях мраморный, гранитный щебень и другие фрикционные ПГМ, при условии правильного подбора гранулометрического состава, создают шероховатость, сокращая тормозной путь.

Противогололедные средства фрикционного действия могут пригодиться на сложных участках дорог: подъемах, спусках, крутых поворотах. Но для этого их нужно смешать с плавящими лед химическими веществами. Такие ПГМ придают покрытию свойства, которые делают его похожим на наждачную бумагу: антигололедный реагент расплавляет лед, и гранулы песка, щебенки из гранита или мраморной крошки впаиваются в него.

Таким образом, фрикционные ПГМ сами по себе не в состоянии справиться с гололедом. Как противогололедные материалы они могут применяться только в составе современных многокомпонентных средств по борьбе со льдом.