Фрикционными называются противогололедные материалы, принцип действия которых основан на повышении трения между дорожной поверхностью и колесами транспорта. Насколько целесообразно их использование при борьбе с гололедом? И достаточно ли этих средств для обеспечения безопасности на зимних дорогах?
Рассмотрим свойства и характеристики самых распространенных фрикционных ПГМ, к которым относятся песок, гранитный щебень и мраморная крошка:
Песок, щебень и мраморную крошку нельзя применять на чистом или обледенелом покрытии, так как коэффициент сцепления при их нанесении на такую поверхность падает — возникает «роликовый» эффект. Кроме того, ветер и воздушные потоки от проезжающих автомобилей быстро сдувают песок и подобные материалы с дороги.
Использовать фрикционные противогололедные материалы можно только на уплотненной заснеженной поверхности и только на дорогах с невысокой интенсивностью движения. В подобных случаях мраморный, гранитный щебень и другие фрикционные ПГМ, при условии правильного подбора гранулометрического состава, создают шероховатость, сокращая тормозной путь.
Противогололедные средства фрикционного действия могут пригодиться на сложных участках дорог: подъемах, спусках, крутых поворотах. Но для этого их нужно смешать с плавящими лед химическими веществами. Такие ПГМ придают покрытию свойства, которые делают его похожим на наждачную бумагу: антигололедный реагент расплавляет лед, и гранулы песка, щебенки из гранита или мраморной крошки впаиваются в него.
Таким образом, фрикционные ПГМ сами по себе не в состоянии справиться с гололедом. Как противогололедные материалы они могут применяться только в составе современных многокомпонентных средств по борьбе со льдом.