В разных регионах России для борьбы с гололедом используют различные методы и средства. И пока в одних городах пробуют современные многокомпонентные противогололедные материалы, в других — по старинке посыпают дороги и улицы пескосоляной смесью или вовсе садятся на бессолевую «диету». Разберемся, какой из этих методов эффективнее и можно ли совсем отказаться от использования химических реагентов.
В 2016 году комитет по благоустройству Петербурга отказался от использования солей и сократил количество применяемых реагентов в 10 раз. На замену им пришли пескосоляные смеси, которые сыпали локально для устранения обледенения, и смоченная гранитная крошка.
Два года подряд с относительно мягкими зимами план действовал и все были довольны. Но когда в 2019 году в город пришла настоящая зима, привычной частью петербургского пейзажа стали обледенелые тротуары, неубранные сугробы, сосульки и заваленные снегом дворы. Частые переходы через ноль привели к быстрым образованиям наледи, убирать которую без реагентов стало практически невозможно.
Ситуацию назвали «стихийным бедствием», а в Смольном задумались о необходимости приобретения противогололедных реагентов на следующую зиму.
Остальные российские мегаполисы пока не спешат отказываться от антигололедных реагентов. «Хорошие» города, с точки зрения правильного подхода к борьбе с гололедом, отличаются от «плохих» скорее степенью увлеченности химическими противогололедными материалами:
В Казани предусмотрено 6 снегоплавильных пунктов и еще столько же планируется запустить в скором времени. На случай экстремальных снегопадов создан план «Буран», по которому можно задействовать в противогололедной борьбе до 1000 единиц техники. Тем не менее, Казань не отказывается от использования антигололедных реагентов. Несмотря на то что на казанских улицах преимущественно применяется пескосоляная смесь, сложные участки обрабатываются двухфазным реагентом ускоренного действия.
Большой автопарк спецтехники есть и в Тюмени. Для борьбы с наледью тюменские коммунальщики используют техническую соль (галит) и дробленый камень.
В Челябинске также посыпают дороги галитом, предварительно смачивая его водой, чтобы гранулы прилипали к полотну и не сметались к обочинам. Такой соляной раствор имеет весомые минусы:
В Перми, Красноярске и Самаре для борьбы с гололедом решили применять противогололедные реагенты нового поколения. С зимнего сезона 2019–2020 года в Перми вместо традиционных песка и соли начали массово использовать «Бионорд» — материал на основе солей кальция и натрия, который соответствует экологическим нормативам. В его состав также входят специальные вещества, понижающие температуру застывания, ингибиторы коррозии и биофильные добавки, которые снижают негативное воздействие солей на металлы и почву. «Бионордом» же обрабатывают дороги и улицы в Красноярске и Самаре.
Новосибирск в этом году попробовал справиться с наледью с помощью жидкого «Бионорда». При его распределении твердая часть средства смачивается «рассолом» — в результате получается более эффективный и экономичный противогололедный материал.
Отказаться от реагентов в условиях российской зимы невозможно: нет эффективных альтернатив для борьбы с гололедом. Если использовать для этого многокомпонентные противогололедные материалы, негативное воздействие на окружающую среду сводится к минимуму. При этом городские улицы и дороги зимой становятся безопасными, а весной — чистыми. Но только если соблюдена технология применения ПГМ.